Россия, г. Краснодар, ул.
Октябрьская, 22

Схема проезда

+7 (861) 262-87-02 - ген. директор
+7 (861) 262-87-09 - офис

Заказать обратный звонок
Меню

Консультация по цессии в рамках государственного контракта

Вопрос Заказчика:

О возможности переуступки права требования (цессии) в рамках муниципального контракта.

Ответ консультанта компании «Бизнес и закон»:

По вашему вопросу о возможности переуступки права требования (цессии) в рамках муниципального контракта поясняем, что такая возможность присутствует.

К отношениям в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд применяются положения Гражданского кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ « О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

По общему правилу принадлежащее кредитору на основании обязательства право (требование) может быть передано другому лицу по сделке (п. 1 ст. 382 ГК РФ). Данная уступка требования кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию) допускается, если она не противоречит закону (ч. 1 ст. 388 ГК РФ). При этом Закон N 44-ФЗ не содержит норм, запрещающих такую уступку. Данный вывод подтверждается примерами из судебной практики применения положений Закона N 44-ФЗ (см., в частности, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 31.03.2015 N Ф05-395/2015 по делу N А40-174847/2013).Право требования по денежному обязательству может перейти к другому лицу в части, если иное не предусмотрено законом (пункт 2 статьи 384 ГК РФ).

В соответствии с ч. 5 ст. 95 Закона N 44-ФЗ не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя) при исполнении контракта, за исключением правопреемства вследствие реорганизации юридического лица в отдельных формах. Вместе с тем перемена поставщика (подрядчика, исполнителя) не происходит, если по договору цессии передается только право требования оплаты за выполненные работы (поставленный по контракту товар).

Ранее закон N 94-ФЗ (утратил силу с 01.01.2014г. в связи с принятием Закона № 44-ФЗ) также не запрещал уступку права требования оплаты по контракту, ограничивая лишь замену поставщика (подрядчика, исполнителя). Возможность такой уступки подтверждается примерами из судебной практики, сложившейся в период действия указанного Закона (см., в частности, Определение ВАС РФ от 09.03.2011 N ВАС-1928/11 по делу N А19-12020/10-6). Данная возможность подтверждена позициями Минэкономразвития России (Письмо от 22.12.2009 N Д22-1625 и п. 1 Письма от 29.12.2009 N Д22-1715) и ФАС России (п. 4 Письма от 02.10.2013 N АД/38430/13).

Однако, отметим, что Минфин России считает недопустимой цессию по государственным (муниципальным) контрактам.

Данный вывод содержится в Письме Минфина России от 11.03.2015 N 02-02-08/12916 и обосновывается следующим. В силу ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ законодательство РФ о контрактной системе основывается в том числе на положениях Бюджетного кодекса РФ. Согласно п. 5 ст. 219 БК РФ для санкционирования оплаты денежных обязательств проводится проверка соответствия сведений о контракте, содержащихся в реестре контрактов, и информации о принятом на учет бюджетном обязательстве условиям данного контракта. В частности, проверке подлежат данные о получателе платежа. Бюджетное законодательство РФ не предусматривает внесение изменений в ранее представленные данные о контрагенте. Следовательно, перечисление денежных средств по контракту возможно только поставщику (подрядчику). Аналогичная позиция высказывалась Минфином России и в отношении контрактов, заключенных в соответствии с требованиями Закона N 94-ФЗ (см., например, Письмо от 29.05.2012 N 02-11-05/1904).

Таким образом, учитывая позицию Минфина России по данному вопросу, Вам, как цессионарию, следует исходить из возможности того, что для реализации права на взыскание задолженности придется обратиться в суд с соответствующими исковыми требованиями к заказчику (Учреждение «…»).

Предварительно ООО «…» и ООО «…» должны заключить договор цессии, соответствующий требованиям ст.ст.382, 384, 432 ГК РФ (с обязательной ссылкой на муниципальный контракт; на объем передаваемых прав; со ссылкой на акты формы КС, подтверждающие выполнение определенного объема работ, право требования задолженности по которым передается ООО «…»).

Обязательно уведомить Учреждение «…» о произведенной уступке, в противном случае ООО «…» будет нести риск неблагоприятных последствий, вызванных данным неуведомлением (п.3 ст.382 ГК РФ).