Россия, г. Краснодар, ул.
Октябрьская, 22

Схема проезда

+7 (861) 262-87-02 - ген. директор
+7 (861) 262-87-09 - офис

Заказать обратный звонок
Меню

Консультация ЮСК по Дистрибьюторам

Вопрос Заказчика:

Распространяются ли ограничения, указанные в п.4 ст.9 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» на Покупателей (Дистрибьюторов) продукции ООО «ЮСК» не являющихся торговыми сетями по выплате совокупного вознаграждения и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг не более 5% от цены приобретенных продовольственных товаров? Вправе ли ООО «…» платить не сетевым Дистрибьюторам 5% премию + дополнительно платить услуги по продвижению товаров?

Ответ консультанта компании «Бизнес и закон»:

Рассматривая заданный Вами вопрос, в первую очередь следует отметить, что используемая в Законе о торговле ( далее- Закон) терминология не всегда позволяет однозначно ответить на тот или иной вопрос, связанный с его нормами.

Так, например, если в ст. 13 Закона, устанавливающей антимонопольные правила, прямо указывается, что она распространяется исключительно на взаимоотношения торговых сетей и их поставщиков, то ст. 9 с этой точки зрения вызывает вопросы. Ею устанавливаются права и обязанности «хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность» и «хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров». Видимо, подразумевается противопоставление этих терминов друг другу, если учесть, что и в ст. 1 (п. 3 ч. 2) Закона говорится об обеспечении соблюдения «баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов».

Проанализировав нормы действующего законодательства мы пришли к следующему выводу.

Закон о торговле регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности (часть 3 статьи 1).

Согласно пункту 3 части 2 статьи 1 Закона о торговле одной из его целей является обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность (далее — хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность), юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи (далее — хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров), баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения.

Таким образом, с одной стороны, термин «хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки продовольственных товаров» определяется как «юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи» (п. 3 ч. 2 ст. 1 Закона), т. е. под ними понимаются производители соответствующих товаров, самостоятельно реализующие свою продукцию, а также оптовые перепродавцы (в том числе дистрибьюторы).

В то же время торговой деятельностью, согласно ст. 2 Закона, считается как розничная, так и оптовая торговля, а значит, под «хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность» должны пониматься не только ритейлеры и дилеры, но и дистрибьюторы и другие оптовые перепродавцы. Таким образом, последние попадают в обе группы субъектов, что ведет к распространению действия ст. 9 Закона, в том числе, и на взаимоотношения производителей и их дистрибьюторов.

С учетом вышесказанного в Законе о торговле можно выделить две группы норм, регулирующих отношения по поставке продовольственных товаров: 1) распространяющиеся исключительно на взаимоотношения поставщиков и торговых сетей и 2) очевидно, применимые к взаимоотношениям поставщиков как с розничными продавцами (торговыми сетями, дилерами), так и с оптовыми (дистрибьюторами). Приходим к выводу что действия ст.9 Закона о торговле ( в т.ч. ч.4) о предельном 5% барьере распространяется также и на Покупателей не являющихся торговыми сетями.

Возможность платить дистрибьюторам помимо 5% премии денежные средства за продвижение товара

ФАС России в письме от 05.09.2016 N АК/60976/16 «Разъяснения ФАС России по некоторым вопросам применения Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 273-ФЗ» пояснил, что норма права, установленная ч.4 ст. 9 Закона о торговле, содержит две составляющие:

  • вознаграждение за приобретение определенного количества продовольственных товаров;
  • плата за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров.

Согласно части 12 статьи 9 Закона о торговле включение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и (или) хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, в договор поставки продовольственных товаров условий о совершении хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, в отношении поставленных продовольственных товаров действий, связанных с оказанием услуг по продвижению товаров, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг, либо исполнение (реализация) такого договора в соответствующей части не допускается. Таким образом, плата за оказание услуг может быть включена в договор возмездного оказания услуг и определяется не в процентном выражении, а в фиксированной стоимости.

Так, в случае, если каждая конкретная услуга по продвижению товаров, логистическая услуга, услуга по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иная подобная услуга, оказываемые торговой сетью поставщикам в целях продвижения поставляемых продовольственных товаров (далее — услуги по продвижению товаров), являются идентичными для всех поставщиков, то есть имеют одинаковое содержание и объем действий, при оказании разным поставщикам услуги по продвижению товаров торговая сеть будет нести равные затраты.

Установление торговой сетью цены договора оказания услуг по продвижению товаров в процентах от товарооборота (объема приобретенных торговой сетью у поставщика продовольственных товаров в денежном выражении за определенный период времени) будет приводить к установлению различных цен на одну и ту же услугу для разных поставщиков торговой сети и будет рассматриваться антимонопольным органом в качестве нарушения пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговле.

Совокупная сумма всех выплат по вознаграждению за приобретение определенного количества продовольственных товаров и по плате за оказание услуг по продвижению этих товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров не должна превышать 5% от цены приобретенных продовольственных товаров.